Сделать стартовой |  Добавить в Избранное
Главная > Публикации > О списании государственного имущества
О СПИСАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Списание государственного имущества не регулируется законодательством о порядке управления и распоряжения. В настоящее время коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности Витебской области, при списании имущества руководствуются Инструкцией об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. № 127. При этом в случае списания объектов, имеющих остаточную стоимость, вопрос рассматривается на сессии соответствующего Совета депутатов, чтобы определить источник списания этой стоимости, как предписано названной Инструкцией. В 2009-2011 годах было принято 19 таких решений областного Совета депутатов, который в соответствии с законодательством выполняет полномочия собственника имущества, находящегося в собственности области.
Для бюджетных организаций порядок списания имущества законодательством не был определен вплоть до выхода постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 180 "Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности", принятого по поручению Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 10 ноября 2011 г. на совещании по вопросу распоряжения государственным имуществом.
Порядок списания имущества, находящегося в республиканской собственности, является единым для бюджетных и хозрасчетных организаций. Порядок предполагает, что решения о списании этого имущества принимаются руководителями республиканских организаций либо их коллегиальными органами управления, если имущество не соответствует техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации; начисленная амортизация составляет 100 процентов; произошла утрата (гибель) в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и другие).
Для подготовки решений о списании руководители организаций создают постоянно действующие комиссии по списанию. В состав комиссии включаются представители бухгалтерских служб, материально-ответственные лица, руководители структурных подразделений организаций. Комиссия выполняет следующие функции:
проведение осмотра и определение фактического состояния предлагаемого к списанию имущества по месту его нахождения;
рассмотрение документов, содержащих необходимые для подготовки акта о списании имущества сведения об этом имуществе (первичные учетные документы, техническая документация, а также экспертное заключение соответствующей организации в случае списания недвижимого имущества, имеющего остаточную стоимость);
определение оснований для списания имущества в соответствии с положением;
оформление акта о списании имущества.
Форма акта о списании имущества и порядок отражения в бухгалтерском учете операций по списанию будут определены Министерством финансов в ближайшее время.
Имущество, переданное в безвозмездное пользование хозяйственным обществам, республиканским государственно-общественным объединениям, списывается в аналогичном порядке по решению руководителя ссудодателя.
Особенностью порядка является норма, в соответствии с которой работы по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, осуществляются в срок не позднее шести месяцев со дня принятия решения о списании имущества или в иные сроки, определенные проектной документацией, но, как правило, не более двенадцати месяцев со дня принятия решения о списании имущества.
Установлено, что списание остаточной (ликвидационной) стоимости имущества в бухгалтерском учете отражается после завершения работ по его уничтожению (сносу, демонтажу).
Положением предусмотрено, что инвентаризация и использование отходов, образовавшихся в результате уничтожения (сноса, демонтажа) имущества, регулируются Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами".
Данное постановление вступит в силу 2 июня 2012 года. Его действие не распространяется на списание, осуществляемое в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (речь идет, например, о списании, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 "О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества"), и на списание имущества, учет которого ведется в натуральных показателях (это имущество, закрепленное за военизированными организациями и воинскими формированиями).
Решением Витебского областного Совета депутатов от 6 марта 2012 г. № 171 утверждена Инструкция о порядке списания имущества, находящегося в собственности Витебской области, которая вступит в силу 10 июля 2012 года.
Инструкция определяет порядок принятия решений о списании имущества и его оформления, предусматривает согласование областными органами управления списания коммунальными юридическими лицами недвижимого имущества, а также регулирует порядок создания постоянно действующих комиссий по списанию имущества.
В целом порядок списания областного имущества не отличается от республиканского. Городские и районные Советы депутатов проводят работу по принятию соответствующих Инструкций, которыми будет установлен порядок списания имущества, находящегося в собственности городов и районов области.
Спиридонова Марина Семеновна,
начальник отдела организационно-кадровой,
правовой работы и делопроизводства
фонда "Витебскоблимущество"
30.04.2012
01.03.2013
Совместный спецпроект Витебского областного территориального фонда государственного имущества и газеты "Гостиный двор" - "РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ. ВИТЕБСКИЙ РЕГИОН"

читать далее
Div-Vitebsk